Историк С.В. Волков - Русский офицерский корпус - III - Подготовка и обучение - Военно-морские учебные заведения
Rambler's Top100

Сайт историка Сергея Владимировича Волкова

————————————— • —————————————
———————— • ————————

Книги

————— • —————

Русский офицерский корпус

——— • ———

Глава III
Подготовка и обучение

 

 

Военно-морские учебные заведения

Система учебных заведений на флоте имела свою специфику. В нее помимо учебных заведений, готовящих строевых флотских офицеров, входили заведения по подготовке штурманов, инженерно-технических специалистов, морских артиллеристов и кораблестроителей (корабельных инженеров). Как и в армии, военно-морские учебные заведения, готовящие офицеров, можно было разделить на две группы: дающие своим выпускникам первый офицерский чин (или право на производство в офицеры) и те, в которых повышали образование лица, уже имеющие офицерские чины. К первой группе относятся морские училища, а ко второй — академия и различные офицерские классы и школы. Сначала будут рассмотрены учебные заведения первой группы. Надо заметить, что простую и стройную структуру система военно-морских учебных заведений обрела только к концу XIX в., когда первичная подготовка к офицерскому званию сосредоточилась в двух учебных заведениях: Морском корпусе (строевом) и Морском инженерном училище (техническом). Спецификой морского образования было и то, что в отличие от армии на флоте оба учебных заведения, дающих первый офицерский чин, выпускали своих воспитанников (со второй половины XIX в.) с общим высшим образованием как высшие учебные заведения (такими в армии были только академии).

Морской корпус. Морской корпус являлся главным учебным заведением, готовящим кадры флотских офицеров. Он ведет свое происхождение от учрежденной в 1701 г. в Москве Школы математических и навигацких наук. В 1715 г. в Петербурге была учреждена Академия морской гвардии, и школа стала для нее подготовительным отделением. (При Академии с 1728 г. действовала гардемаринская рота.) Сам корпус образован на базе Академии морской гвардии в 1752 г. под названием Морского шляхетского корпуса. В 1762 г. при корпусе открыт геодезический класс, а в 1771 г. корпус переведен в Кронштадт и возвращен в Петербург только в 1796 г. В 1771 г. в Херсоне открыт 2-й Морской корпус, просуществовавший до 1798 г.

Морской корпус был одним из самых аристократических учебных заведений. Он комплектовался кадетами морской роты Александровского малолетнего кадетского корпуса и кандидатами «со стороны». Принимались в корпус только следующие категории лиц: 1) дети флотских офицеров; 2) дворяне, внесенные в 4, 5, и 6-ю части родословных книг (т.е. иностранного происхождения, титулованные и могущие доказать принадлежность своего рода к дворянству до 1685 г.); 3) дворяне великого княжества Финляндского и трех прибалтийских губерний, имеющие не менее чем 100-летнее дворянство; 4) дворяне Царства Польского; 5) дети особ первых 4 классов.

С 1760 по 1800 г. корпус подготовил до 300 офицеров, за первую четверть XIX в. он выпустил 2030 человек (1793 на флот мичманами, 157 в морскую артиллерию, а остальных — в армию и на гражданскую службу), а за вторую четверть столетия (до 1855 г.) — 1976 (мичманами 1855, в морскую артиллерию 50, в армию и ластовые команды — 21); всего с 1801 по 1855 г. корпус выпустил 4006 офицеров. Представление о деятельности корпуса в середине XIX в. дают следующие цифры: в 1850-1854 гг. принято 403 человека, а выпущено — 303; из них выпущено мичманами — 293, на гражданскую службу — 4 и прапорщиками ластовых экипажей — 6 человек{181}.

В 1856 г. при корпусе учрежден класс юнкеров флота, а в 1867 г. корпус переименован в Морское училище, которое стало высшим учебным заведением со штатом 240 человек (с 1872 г. — 265). Срок обучения был установлен в 4 года (1 год — общий курс по программе 6-го класса гимназии и три — морской); принимались дворяне 15-18 лет, получившие 5-классное образование. С 1872 г. открыт подготовительный класс, а с 1875 г. — еще один, что позволило снизить возраст поступающих до 12 лет. На морском курсе изучали Закон Божий, русский и английский языки, сферическую тригонометрию, астрономию, фортификацию, морскую съемку, морскую артиллерию, военно-морскую историю, тактику, законоведение и морскую практику.

В училище прием осуществлялся (теперь принимались выходцы и из других сословий) по конкурсному экзамену, но при прочих равных условиях предпочтение имели в зависимости от принадлежности абитуриента к одному из 4 разрядов (по степени близости к флоту): 1) дети флотских офицеров; 2) дети офицеров корпусов флота (штурманов и т.п.) и морских врачей и внуки флотских офицеров; 3) дети гражданских чинов морского ведомства и внуки офицеров корпусов и врачей; 4) не имеющие отношения к флоту. Конкурс составлял 1:2 или 1:3. Из поступивших в 1864-1880 гг. было 676 детей личных и потомственных дворян, 325 обер-офицерских детей, 26 детей священников и 38 — потомственных почетных граждан. Прием (с 1876 г. в том числе в приготовительные классы) в 60-70-х гг. колебался от 36 до 89 человек, выпуск — от 38 до 78 человек (см. табл. 40){182}.

В 1891 г. училище было вновь переименовано в Морской кадетский корпус с одногодичным общим и трехлетним училищным курсом, выпускавший мичманов. С 1894 г. в него принимались только дети морских офицеров и потомственные дворяне. В учебный план входили навигация, электротехника, кораблестроение, морская съемка, физическая география, пароходная механика, минное дело, девиация компасов, морская артиллерия, теория корабля, фортификация, астрономия, морская тактика, морская администрация, история военно-морского искусства, законоведение, гигиена, русский, английский и французский языки, аналитическая геометрия, теоретическая механика, дифференциальное и интегральное исчисление и Закон Божий. С 1867 по 1900 г. корпус подготовил 2392 офицеров.

В 1906 г. он стал называться Морским корпусом. С этого времени он (как и в 1860-1882 гг.) выпускал воспитанников корабельными гардемаринами, а офицерский чин они получали только после практического плавания. Штат был утвержден в 740 человек. До 1910 г. корпус ежегодно выпускал 80-90 человек, в 1911-1913 гг. — в среднем по 119, а в 1914 г. вместе с ускоренным выпуском дал 260 (в ноябре — декабре — 144), в 1915 г. — 173, в 1916 г. и 1917 г. — по 200 человек. Из принятых в корпус в 1910-1915 гг. 1128 человек 1033 (91,5%) были потомственными дворянами и 17 (1,6%) — детьми личных дворян.

В 1913 г. открыты параллельные гардемаринские классы в Петербурге, принявшие в 1913 г. 60, в 1914 г. — 119, в 1915 г. — 114 человек. В 1916 г. в них состояло 265 гардемаринов, а первый выпуск ожидался в 1917 г. В 1915 г. Морской корпус переименован в Морское училище с выделением общих классов в Морской кадетский корпус в Севастополе (где еще до войны собирались открыть 2-й Морской корпус). В XIX-XX вв. корпус выпустил более 9,1 тыс. офицеров.

Помимо Морского корпуса флотских офицеров готовила школа флотских юнкеров в Николаеве. Она основана в 1851 г. по проекту адмирала Лазарева как опытная со штатом 70 человек. В 1852 г. ее назвали Училищем флотских юнкеров. Его выпускники после 2 морских кампаний производились в мичманы с правами выпускников Морского корпуса. В 1854 г. штат определен в 60 человек, курс обучения — 3-летний по программе Морского корпуса. Ежегодно выпуск составлял около 18 человек. В 1856 г. училище переименовано в Черноморскую гардемаринскую роту, а потом — в Черноморскую роту флотских кадет. В 1861 г. она упразднена, но в 1872 г. после отмены статей Парижского трактата, запрещавших России иметь флот на Черном море, вновь возродилась под названием Морских юнкерских классов с программой Морского училища, 3-летним сроком обучения и штатом 60 человек. С 1874 по 1879 г. они дали 118 офицеров{183}. Как и в Морской корпус, туда принимались в основном дети офицеров и дворян. С 50-х гг. XIX в. офицеров флота готовило также училище в Николаевске-на-Амуре.

Морское инженерное училище. В этом учебном заведении была сосредоточена подготовка технических специалистов для флота, а до конца XIX в. — еще и штурманов и морских артиллеристов. Оно было образовано путем соединения учебных заведений, готовивших штурманские, инженерные и артиллерийские кадры флота.

Офицеров морской артиллерии в 1715-1752 гг. готовила Морская артиллерийская школа, затем их подготовка перешла в Морской корпус. В 1786 г. воссоздано Морское артиллерийское училище (в 1808 г. штат установлен в 150 человек), просуществовавшее до 1824 г., когда оно было причислено к военно-сиротским заведениям и стало готовить унтер-офицеров. После этого морских артиллеристов снова стал готовить Морской корпус, пока в 1830 г. эта задача не была возложена на Учебный экипаж.

Штурманов с 1752 г. готовила Штурманская рота, а в 1798 г. открыты штурманские училища в Кронштадте и в Николаеве. Кронштадтскому (Штурманскому балтийских флотов училищу) в 1804 г. был установлен штат в 250 учеников с 8-летним сроком обучения и ежегодным выпуском 30 штурманов. Изучались арифметика, геометрия, рисование, черчение, плоская и сферическая тригонометрия, плоская и меркаторская навигация, астрономия, английский язык, флотские эволюции, геодезия, употребление карт и инструментов. В 1826 г. училище преобразовано в Штурманскую роту, а в 1827 г. — в 1-й Штурманский полуэкипаж со штатом 450 человек и 9-летним курсом. Изучались русский, немецкий и английский языки, арифметика, алгебра, история, география, лонгиметрия, планиметрия, стереометрия, тригонометрия, навигация, геодезия, картография, эволюции, астрономия, механика, теория кораблестроения, черчение, рисование и Закон Божий.

В 1850-1854 гг. принято 224 человека; из них выпущено прапорщиками корпуса флотских штурманов — 65 человек, кондукторами корпуса флотских штурманов — 37, прапорщиками рабочих экипажей — 2, на гражданскую службу — 1{184}.

С 1799 по 1855 г. училище подготовило 1187 штурманов. В 1856 г. оно преобразовано в Штурманское училище, число учащихся уменьшилось с 363 в 1861 г. до 60 в 1871 г.

Николаевское штурманское училище (Черноморское) получило штат в 271 учащегося. В 1805 г. штат сократился до 152 человек, а в 1826 г. училище преобразовано в Черноморскую штурманскую роту. Курс и правила приема и выпуска соответствовали 1-му Штурманскому полуэкипажу. Выпуск был небольшим (в 1854 г., например, 5 офицеров и 10 кондукторов), за первую половину XIX в. выпущено около 450 человек. В 1860 г. рота получила штат в 130 человек, а в 1872 г. была упразднена. Существовала также Охотская штурманская школа.

Училище корабельной архитектуры было создано в 1798 г. в Петербурге (такое же училище одновременно учредили в Николаеве, но его закрыли уже в 1803 г.). Оно имело 3-годичный курс обучения и штат 100 человек. С 1803 г. по 1826 г. оно состояло при Морском корпусе. В 1827 г. это училище вместе с учительской гимназией (также состоявшей при Морском корпусе и готовившей преподавателей морского дела) преобразовано в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа с общим штатом 900 человек (где готовили главным образом унтер-офицеров), а в 1844 г. — в Морское инженерное училище. В 1856 г. на их базе создано Морское инженерно-артиллерийское училище, где сосредоточилась подготовка артиллеристов, механиков и корабельных инженеров. Штат его первоначально составлял 274 человека, но если в 1861 г. там учился 281 человек, то в 1871 г. — только 48. Выпущено за эти годы 239 инженеров с офицерскими званиями. В 1867 г. артиллерийский отдел переведен в штурманское училище.

В 1872 г. штурманское и инженерно-артиллерийское училища объединены в одно учебное заведение — Техническое училище Морского ведомства. Это было высшее учебное заведение со штатом 225 человек и трехлетним сроком обучения. Для поступления требовалось окончить пять классов (с 1894 г. — 6 классов) гимназии или реального училища. Училище состояло из 4 отделений (артиллерийского, штурманского, механического и кораблестроительного). С 1873 по 1879 г. оно подготовило 293 специалиста: от 32 до 48 человек в год (см. табл. 40); ежегодный прием составлял 46-58 человек.

Из принятых за эти годы 369 человек детей дворян было 34 (9,2%), детей чиновников — 137, детей священников — 11, детей офицеров — 57, детей купцов — 36, детей мещан — 85, крестьянских детей — 9{185}. То есть сословный состав училища разительно отличался от состава Морского корпуса. В 1883 г. штурманский и артиллерийский отделы упразднены в связи со специализацией строевых офицеров флота. С 1894 г. в училище принимались только дети дворян, потомственных почетных граждан и офицеров и чиновников Морского ведомства.

В 1897 г. Техническое училище преобразовано в Морское инженерное училище с двумя отделениями — механическим и кораблестроительным. На вступительном экзамене требовались знания в объеме реального училища.

На кораблестроительном отделении изучались прикладная механика, сопромат, технология металла и дерева, электричество и электротехника, минное дело, артиллерия, пароходная механика, теория мореходных качеств, кораблестроительная архитектура, черчение деталей судов, проектирование судов, а на механическом — начала пароходоустройства, самодвижущиеся мины, механическая теория тела, описание главных судовых механизмов и котлов, трюмная гидравлика, черчение деталей судовых машин, проектирование машин, сопромат, технология металла и дерева, прикладная механика, электричество и электротехника.

Выпускники направлялись в корпус корабельных инженеров со званием младших помощников судостроителей (кораблестроительное отделение) и в корпус флотских инженеров со званием инженер-механиков (механическое отделение). Через 2 года они получали преимущественное право на поступление в Морскую академию. С 1890 по 1900 г. училище выпустило 181 человека. В 1900-1905 гг. оно выпускало 28-42 человека в год, в 1906-1912 гг. средний выпуск составлял 30 человек, в 1913 г. было выпущено 43 человека, в 1914 г. — 79 (в том числе 43 человека ускоренного выпуска), в 1915 г. — 45. Корабельных инженеров в выпусках 1906-1915 гг. было в среднем 5 человек.

Николаевская морская академия. С 28 января 1827 г. при Морском корпусе действовали офицерские классы, созданные по инициативе И.Ф. Крузенштерна. Сначала они были двухгодичными, а с 1831 г. — трехгодичными. Там преподавались астрономия, теоретическая механика, теория кораблестроения, практическая механика, интегральное и дифференциальное исчисление, аналитическая и начертательная геометрия, высшая алгебра, артиллерия, фортификация, физическая география, физика, химия, русский, французский и английский языки. С 1827 по 1857 гг. в классы поступило 319 человек и выпущено лейтенантами 158, без производства в следующий чин — 46, не окончили курс — 68.

В 1862 г. классы преобразованы в Академический курс морских наук из трех отделений — гидрографического, кораблестроительного и механического. Прием производился раз в 2 года. Было выпущено 55 гидрографов, 11 кораблестроителей и 19 механиков{186}.

В 1877 г. Академический курс был преобразован в Морскую академию с той же структурой и 2-летним сроком обучения. В 1895 г. при академии открыт курс военно-морских наук (6-8 месяцев) для совершенствования строевых офицеров. Положением 1896 г. штат его определен в 37 человек (6 гидрографов, 8 кораблестроителей, 8 механиков и 15 — на курсе военно-морских наук). На военно-морском курсе изучались военная статистика и география, морская стратегия и тактика, военно-морская история и военно-морское право. В академии помимо общих для некоторых отделений предметов (дифференциальное и интегральное исчисление, аналитическая и прикладная механика, аналитическая геометрия и высшая алгебра, физика, теория кораблестроения, теория мореходных качеств корабля, сопромат) на гидрографическом изучались астрономия и геодезия, гидрография и метеорология, девиация компасов и система маячного освещения, на кораблестроительном — проектирование судов и обзор усовершенствований в кораблестроении, на механическом — проектирование механизмов и технология. За 25 лет академия дала 100 гидрографов, 47 кораблестроителей и 54 механика. В 1910 г. продолжительность курса военно-морских наук была увеличена до 12 месяцев и он реорганизован на правах отделения (впоследствии для части его слушателей введен дополнительный курс). Выпуск технических отделений академии в 1906-1914 гг. составлял от 15 до 55 человек в год (всего 199), а военно-морского курса — от 7 до 18 человек в год (всего И3){187}.

Офицерские классы и школы. Эти учебные заведения представляли собой краткосрочные курсы повышения квалификации по военно-морским специальностям (принимались прослужившие не менее 2 лет).

Военно-морское гимнастическое заведение, открытое в 1862 г., занималось строевой переподготовкой личного состава флота (офицеров и матросов). Каждые два года в него направлялись с кораблей 12 офицеров.

Минный офицерский класс, открытый в 1874 г. в Кронштадте, был рассчитан на 30 офицеров. К 1880 г. он подготовил 70 специалистов минного дела. Это заведение вело и научно-исследовательскую работу. Там давались солидные знания в области матанализа и теории электрических колебаний. С 1905 по 1914 г. число выпускников возросло с 9 до 22 в год. В 1913 г. при Минном классе сформирована школа радиотехников, действовавшая всю войну. В годы войны вместо офицерского класса созданы краткие курсы на 36 офицеров, еще 51 офицер прошел обучение при минных дивизиях и 22 — на электротехнических курсах. Минные курсы на 24 офицера действовали и в Севастополе.

Водолазный класс создан в 1905 г. с ежегодным приемом 5-6 офицеров. Во время мировой войны приема не проводилось.

Класс подводного плавания появился в 1906 г. на базе учебного отряда подводного плавания. Курс обучения для офицеров составлял 10 месяцев. Сдавшие выпускной экзамен получали звание офицер подводного плавания. Выпущено до войны 120 человек: от 5 до 24 человек в год.

Морской артиллерийский класс существовал в 1905-1914 гг., выпуская до 1909 г. в среднем по 15 человек, потом — больше (в 1914 г. — 23). С 1915 г. на базе класса действовали краткосрочные артиллерийские курсы, которые в 1915 г. окончили 16 человек, и в 1916 г. — 35. Такие же курсы, открывшиеся в Севастополе в 1916 г., окончили 24 человека.

Штурманские классы созданы в 1910 г. В 1911 г. их окончили 12 офицеров, в 1912 г. — 14, в 1913 г. — 14, в 1914 г. — 23. В 1915 г. на временных курсах, созданных на базе и по программе этих классов, прошли обучение 13 офицеров.

Офицерская школа морской авиации открылась в Петрограде в 1914 г. и была рассчитана на 20 офицеров. В 1915 г. ее окончили 27 офицеров, в 1916–31{188}. Такие же школы созданы в Баку (на 20 офицеров), в Севастополе (на 25-30), а также в Одессе и Батуми.

——— • ———

назад  вверх  дальше
Оглавление
Книги


www.swolkov.ru © С.В. Волков
Охраняется законами РФ об авторских и смежных правах
Создание и дизайн www.swolkov.ru © Вадим Рогге